44-ФЗ — уже более 3х месяцев
Федеральный закон «О контрактной системе» №44-Ф3 действует чуть более трех месяцев, однако некоторые эксперты уже успели оценить его как малоэффективный. Правомерны ли такие поспешные выводы, и какие недоработки в обновленной системе госзаказа увидели специалисты?
Одними из первых негативное мнение о контрактной системе озвучили представители строительного сообщества, которые обратили внимание на отсутствие в законе профильного раздела. Напомним, предложения о разработке соответствующих статей они выдвигали и при №94-ФЗ, однако не добились успеха. Контрактная система, обещавшая позитивные перемены, унифицировала подходы к закупкам различных категорий и тем самым практически свела к нулю значение отраслевого госзаказа. Если формально нет разницы между закупкой оргтехники для офиса и строительством моста, то специальный раздел, и правда, как бы не нужен.
Еще одним неприятным для представителей строительной отрасли сюрпризом №44-ФЗ оказался «безграничный» демпинг. Новая система позволяет снижать цену контракта на четверть, что, по словам представителей профильного сообщества, противоречит не только нормам проектных смет, но и здравому смыслу. Даже обывателю ясно, что снижение затрат на 25% без потери качества невозможно. Поэтому демпинг должен быть обоснован, считают отраслевые эксперты, а также должны быть предоставлены все документы, подтверждающие добросовестность подрядчика. Кстати, документацию по тендерам, точнее, ее увеличившиеся объемы, члены строительного сообщества тоже отнесли к минусам контрактной системы.
Но не все эксперты рассматривают №44-ФЗ в рамках отдельно взятых отраслей. Они полагают, что в целом контрактная система пойдет сфере госзаказа на пользу, в частности, ее должны оценить субъекты малого и среднего предпринимательства, которые получат больше шансов выиграть интересующие торги. Однако и для них возникают новые подводные камни. Участвовать в тендерах могут только те компании, которые предоставят заказчику банковские гарантии, составляющие 5-30% оборотных средств. Для многих организаций их получение законным путем – невыполнимая задача, поэтому они предоставляют фальшивые банковские гарантии. Отчасти этому способствует отсутствие списка финансовых учреждений, имеющих право предоставлять гарантии. Также не существует утвержденной схемы разрешений спорных ситуаций, например, в случаях, когда банк выдал соответствующие документы, а после этого у него отозвали лицензию или признали банкротом.