Будет ли в России принят кодекс закупок – мнение экспертов
С 15 по 17 мая 2024 года в Инновационном центре «Сколково» проходил ежегодный Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». Он был посвящен актуальным изменениям контрактной системы, концепции создания инновационной информационной платформы, повышению эффективности закупок, специфике отраслевых закупок и др. На пленарном заседании эксперты признали, что за последние годы цифровая инфраструктура государственных закупок проделала большую эволюцию. «С точки зрения аналитики и прозрачности в сферу контроля Федерального казначейства из закрытого сегмента вернулись закупки объемом порядка 12 трлн руб.», – обратила внимание заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.
В рамках Форума среди прочих тем эксперты обсудили предпосылки для глобального «пересмотра» системы закупок, а также высказали предложения в части кодификации законодательства о закупках (создания единого кодекса закупок). Его необходимость объясняется довольно значительным количеством существующих нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере. По словам руководителя АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» Павла Лисина стороны иногда сами не знают, по какому закону они участвуют в закупках. Речь идет о возможном объединении следующих нормативных актов:
● Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
● Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
● Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
● подзаконные акты (например: постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» и др.).
Предполагается, что единый нормативный акт о закупках будет состоять из общей части (включающей в себя процесс закупок, контроль и аудит и др.), специальной части (особенности для корпоративных закупок и др.) и процедурной части (конкурентные и неконкурентные способы закупок, расчет цены и др.).