Часть региональных электронных магазинов для закупок малого объема может уйти с рынка — эксперт
7 октября. ИНТЕРФАКС — Часть электронных магазинов для закупок малого объема (до 600 тыс. рублей) субъектов РФ может постепенно уйти с рынка, заявил «Интерфаксу» председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений.
«Вопрос сокращения числа «электронных магазинов», так или иначе, обсуждается давно, — сказал Жемякин. — Но здесь необходимо учитывать, что есть два типа магазинов. Одни — это подсистемы региональных закупочных информационных систем. У многих субъектов РФ эти АИС аттестованы в ЕИС в сфере закупок, у них имеются все сертификаты и допуски. Никаких проблем в будущем для таких систем, включая «электронные магазины», я не вижу. Но не аттестованные региональные «электронные магазины» со временем могут быть свернуты».
В целом же, по словам Жемякина, «электронные магазины» субъектов РФ пока продолжают успешно функционировать, поскольку имеют ряд преимуществ перед аналогичными сервисами других игроков рынка закупок.
«Например, в магазинах той же Москвы («Портал поставщиков» — ИФ), Санкт-Петербурга и ряда других регионов можно закупать что угодно — не только товары (в «электронных магазинах» (или «закупки с полки»), действующих в рамках закона «О контрактной системе» — 44-ФЗ, возможна закупка только товаров), но и работы, и услуги, — отметил Жемякин. — Также надо учитывать, что в региональные магазины, а они для всех участников бесплатны, идут преимущественно местные поставщики, что означает высокую скорость поставки и снижение транзакционных издержек».
Кроме того, по словам Жемякина, «закупки с полки» в отличие от «электронных магазинов субъектов РФ подпадают под контроль Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Он отметил, что недавно ФАС выпустила письмо, в котором разъясняла, что рассматривает и будет рассматривать жалобы, которые поступают на «закупки с полки» — по части 12 (определяет порядок закупках в «электронных магазинах»), статьи 93 (определяет случаи закупок у единственного поставщика) 44-ФЗ. А по частям, например, 4 и 5 (определяет другие случаи закупок у едпоставщика — ИФ) — не рассматривает.
«Поэтому заказчикам невыгодно проводить такие закупки — по ним все равно будут жаловаться, хотя это и закупки у едпоставщика, — подчеркнул Жемякин. — В результате, в нашем «электронном магазине» только в текущем году уже проведены закупки на общую сумму в 6 млрд рублей, тогда как по итогам прошлого года общий объем «закупок с полки» составил только около 500 млн рублей».
По данным Минфина, во II-IV кварталах прошлого года (это способ закупок стал действовать с 1 апреля 2021 года — ИФ) госзаказчики провели с использованием «электронного магазина» всего около 930 закупок на общую сумму 440 млн рублей.
По мнению участников рынка госзакупок, низкий уровень использования «электронных магазинов» госзаказчиками связан с рядом проблем, которые «зашиты» в механизм этого способа закупки. Речь идет о том, что поставщики должны внести в «электронные магазины» свои предложения и постоянно их актуализировать. При этом сами предложения должны вноситься в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ) ЕИС в сфере закупок. А число позиций КТРУ значительно меньше, чем собственно представлено на рынке видов товаров.