Чиновники резко сократили число госзакупок из предосторожности
Федеральные министерства и ведомства почти на треть сократили число заключенных контрактов по госзакупкам, выяснила Счетная палата. Чиновники осторожничают после введения федеральной контрактной системы госзакупок.
Федеральные ведомства в первые девять месяцев этого года снизили активность на рынке государственного заказа. Из доведенных до них средств – 2,364 трлн рублей – израсходовано чуть больше половины – 57%. А общее число заключенных контрактов упало на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – всего было заключено 430,1 тыс. контрактов, свидетельствуют данные Счетной палаты по исполнению федерального бюджета за январь–сентябрь 2014 года.
На 1 октября 2014 года главными распорядителями бюджетных средств было 99 ведомств. Более 17% от общей суммы пришлось на статьи, связанные с гособоронзаказом. Минобороны было выделено 415,3 млрд рублей.
В расчетах использовались данные по открытым закупкам только по федеральным ведомствам, уточнил РБК представитель Счетной палаты. «На основании ежеквартального мониторинга, который Минэкономразвития предоставляет в правительство, не наблюдается низкой активности государственных заказчиков», – сообщил РБК представитель Минэкономразвития.
Если считать госзакупки и на региональном и муниципальном уровнях, то падение числа заключенных контрактов оказалось не столь драматичным, свидетельствуют данные министерства. За три квартала по сравнению с аналогичным периодом 2013 года оно снизилось менее чем на 21%, сообщили в Минэкономразвития: заключено 1,798 млн контрактов на 3,226 трлн рублей. При этом число извещений о проведении закупок выросло. По данным на 30 сентября, на официальном сайте госзакупок было размещено более 1,797 млн извещений – на 18,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года, сообщил представитель министерства.
Затишье в секторе госзакупок есть, оно связано с тем, что с 1 января 2014 года вступил в силу новый 44-ФЗ о федеральной контрактной системе «и никто не знал, что от него ждать», признает чиновник ФАС. «Все постарались разместить все по старому 94-ФЗ еще в конце прошлого года. Были случаи, когда закупки объявлялись 31 декабря», – говорит чиновник. Кроме того, с этого года было введено правило согласования единственного поставщика, если на конкурс подана единственная заявка, говорит чиновник. «Раньше согласовывать ее не надо было. И это тоже растянуло процедуры заключения контрактов во времени», – поясняет он.
Статистика «поплыла» по причине перехода в этом году на 44-ФЗ, признает и представитель Минэкономразвития: «Большинство контрактов, реализуемых сейчас, были «отыграны» еще в 2013 году. Это было прогнозируемо». В 2015 году ситуация выправится, предполагает чиновник.
Если число заключенных контрактов сокращается, то их сумма, напротив, растет, посчитали в Счетной палате. В случае с федеральными ведомствами она превысила аналогичный показатель прошлого года на 9,3%, а сумма сэкономленных средств сократилась до 4,1% против 6,7% в прошлом году. «Небольшое в среднем снижение цены продиктовано тем, что заказчики могли более корректно посчитать начальную цену и «попасть в рынок». В таком случае снижение первоначальной цены может быть близко к нулю», – отмечает исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский. Это же подтверждают и в Минэкономразвития. «Снижение стоимости закупки не есть самоцель. Самоцель – это проведение эффективных закупок. Если снижение цены меньше, это может означать в том числе, что были правильно сформулированы начальные максимальные цены», – говорит глава электронной торговой площадки «Фабрикант.Ru» Сергей Габестро. «Но не исключено, что были случаи сговора», – добавляет Сухадольский. По его словам, свою роль сыграло и ослабление рубля, и политическая нестабильность.
К концу года опрошенные эксперты и чиновники ожидают увеличения объема закупок в рамках госзаказа. Например, за первые 9 месяцев прошлого года 64 из 89 ведомств к этому времени израсходовали менее 50% перечисленных им средств, еще 18 – меньше четверти. «В конце года проводится оплата по ранее заключенным контрактам», – напоминает ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.
Экономисты Центра развития Высшей школы экономики ранее сообщали, что государственные закупки поддержали рост промышленности в первом полугодии. Положительная динамика наблюдалась в секторе «производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств», к которому в том числе относятся производство железнодорожного состава, самолетов, вертолетов, подводных лодок, то есть существенная часть транспорта, закупаемого государством и госкомпаниями, в том числе – военная техника. В ВШЭ назвали это «гостранспортостроением» и сообщили, что на этот сектор пришлось 0,7 п.п. роста промышленности из 1,3% в первом полугодии этого года.