Изменения в госзакупках 2021г
1. Федеральный закон №124-ФЗ ввел в закон о госзакупках следующие новшества:
до 01.01.2021 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2021 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2019.
2. Утверждена минимальная доля закупок товаров российского производства и порядок отчетности о ее выполнении. Постановлением Правительства №2013 от 03.12.2020 для закупок по 223-ФЗ и Постановлением Правительства №2014 от 03.12.2020 для госзакупок по 44-ФЗ.
3. С января 2021 года при закупке проектных и изыскательских работ заказчики обязаны использовать типовые контракты — это правило утвердил Минстрой Приказом №10/пр от 14.01.2020.
4. Госкорпорация «Роскосмос» Приказом №339 от 04.12.2020 утвердила методику оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки.
5. С 07.01.2021 обновлен и стал обязательным типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.
6. C 11.01.2021 Приказом Тендерного комитета №0-01-176/20 от 01.12.2020 актуализировали регламент работы портала поставщиков.
7. С 12.01.2021 вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии №105 от 23.11.2020 и указанные в нем правила определения страны происхождения товаров.
8. На сайте казначейства опубликовали Приказ №4н от 11.01.2021, которым утвержден порядок формирования идентификатора госконтракта на 2021 год.
9. На сайте казначейства опубликовали Приказ Казначейства №5н от 11.01.2021, которым утвержден порядок проверки соответствия фактической поставки условиям госконтракта.
10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2020 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2020 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.
11. 22.01.2021 ФАС доработала план проверок на 2021 год.
12. С 23.01.2021 обязательными являются типовые контракты, утвержденные Приказом МЧС №756 от 12.10.2020. Они касаются закупок в сфере пожарной безопасности.
13. Обновлен порядок работы с идентификационным кодом закупки (ИКЗ) — этому вопросу посвящен Приказ Минфина №294н от 02.12.2020.
14. Минсельхоз доработал информационную карту типового контракта на поставку пищевых товаров.
15. 23.01.2021 Правительство РФ издало Постановление №39, согласно которому госзаказчики вправе авансировать некоторые закупки повышенного объема.
Изменения в закупках с февраля 2021 года
В начале февраля 2021 года в системе госзаказа тоже состоялись некоторые изменения, в основном они касались подзаконных актов; таблица последних изменений в 44-ФЗ в 2021 году выглядит так:
дата вступления в силу новшества | суть изменения | нормативный акт |
02.02.2021 | отныне минпромторг определяет правила формирования цены при закупках продукции судостроительной промышленности. делает он это по согласованию с минфином и фас | постановление правительства №34 от 23.01.2021 |
07.02.2021 | до 31.12.2022 приостановлены централизованные закупки офисного и антивирусного софта | постановление правительства рф №63 от 28.01.2021 |
07.02.2021 | изменен порядок приобретения медизделий. изменения связаны с возможностью закупать иностранные изделия | постановление правительства рф №76 от 28.01.2021 |
12.02.2021 | банк россии сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. применяйте ее для расчета пеней | информационное сообщение |
16.02.2021 | расширили перечень строительных работ, порядок выбора способа закупки которых для нужд крыма и севастополя согласует минфин | постановление правительства №113 от 04.02.2021 |
22.02.2021 | уточнили порядок работы с реестром договоров по 223-фз | приказ минфина №343н от 31.12.2020 |
26.02.2021 | вступает в силу новый порядок формирования идентификатора государственного контракта | приказ казначейства №4н от 11.01.2021 |
Изменения в закупках с апреля 2021 года
С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:
01.04.2021 Весной 2021 года существенные изменения постигнут одну из форм проведения закупок — электронный запрос котировок. Порядок их проведения претерпит следующие изменения:
Отныне максимальная сумма НМЦК для такой формы закупок вырастет и составит 3 млн рублей.
Отменяется ограничение максимального объема закупок в этой форме в 100 млн рублей. Десятипроцентный барьер сохраняется.
Обновится срок подачи заявок, отныне он составляет 4 дня после публикации извещения.
Отменена возможность менять извещение после публикации. Отменить всю закупку заказчик вправе не позднее, чем за 1 час до окончания получения заявок.
Чтобы установить соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, заказчик отныне обязан запрашивать документы, подтверждающие такое соответствие. Удовлетвориться простой декларацией заказчик уже не вправе.
При приеме заявки на участие заказчик не вправе требовать от участника документы, которые, в соответствии с законом, передаются вместе с товаром.
Обязательным стало решение об одобрении крупной сделки. Оно необходимо, если сам будущий контракт или его обеспечение являются крупной сделкой.
Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. В нем следует отразить информацию об увеличении стоимости в связи с преференциями, предоставляемыми учреждениям УИС, организациям инвалидов. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
В итоговый протокол вписывают и информацию о результатах рассмотрения заявок: комиссия рассматривает, ранжирует заявки, присваивает им порядковые номера — все это описывается в протоколе.
Не позднее чем через 3 часа после опубликования протокола заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку. Проект не обсуждается, не допускается издание протоколов разногласий, у победившего участника есть 1 день на подписание, после чего контракт подписывает заказчик — у него тоже есть только 1 день.
Если подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком
Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ
Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке:
1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:
- наименование товара;
- его параметры;
- товарный знак — при наличии;
- страна изготовления;
- цена за одну единицу поставляемого товара;
- предполагаемое количество;
- срок действия предложения;
- информация об участнике;
- декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
- решение об одобрении крупной сделки.
Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.
2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол.
3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме.
Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ и Федеральный закон от 31.07.2020 №249-ФЗ
Утвердили порядок предоставления банком сведений по гособоронзаказу в Единую информационную систему Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020
Изменили порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков Приказ Минфина №344н от 31.12.2020
Изменения с июля 2021 года
С июля 2021-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2020.
Это новшество не коснется текста самого 44-ФЗ, с последними изменениями на 2021 год, он в июле этого года останется неизменным.
Изменения с октября 2021 года
С октября 2021 года через ЕИС заказчики получат доступ к информации обо всех опубликованных предварительных предложениях от компаний, желающих участвовать в госзакупках.
Возможные изменения в 2021 году
В январе 2021 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.
Предлагаемые изменения ориентированы на несколько направлений совершенствования контрактной системы.
Госдума приняла оптимизационный законопроект в первом чтении
Основной проблемный вопрос – рейтинг деловой репутации. В этой части ко второму чтению разработчики проекта должны регламентировать механизм применения нового статуса участника или исключить данные поправки.
Срок вступления изменений предложили перенести на 1 января 2022 года.
Количество конкурентных способов закупок сократили до трех:
- конкурс (закрытый, электронные открытый и закрытый);
- аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный);
- электронный запрос котировок.
Запросом котировок разрешат закупать до 50 процентов от СГОЗ.
Все изменения в 44-ФЗ в 2021 году
В качестве обеспечения заявок и контрактов участники из числа субъектов малого и среднего предпринимательства смогут использовать независимые гарантии, например, от госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» и региональных гарантийных организаций.
В конкурентных закупках особо сложных работ с НМЦК от 20 млн руб., например в сфере строительства, заказчики будут требовать универсальную пред квалификацию – успешный опыт исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ или договора по Закону № 223-ФЗ.
Порядок расчета НМЦК не меняется, но в текущем году планируют утвердить новые методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. Отметили, что цена закупки на качество исполнения контракта не повлияет. Для этого ввели норму об однократном снижении цены в конкурсе.
В целях упрощения электронных процедур будет действовать полная автоматизация документооборота.
Обжаловать закупку с НМЦК свыше 20 млн руб. смогут участники с универсальной стоимостной пред квалификацией – это опыт исполнения госконтракта или договора по Закону № 223-ФЗ, независимо от предмета, с ценой не менее 20 процентов от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба.
Проект Федерального закона от 26.01.2021 № 1100997-7
Госдума приняли в первом чтении законопроект, упрощающий проведение госзакупок
Одной из главных предусмотренных законопроектом мер обозначается введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки. Так в соответствии с текстом проекта, все документы будут формироваться в электронной форме, сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков, указывают в кабмине.
Также, поправками планируется существенно — с 11 до трех — сократить число способов определения поставщика, унифицировать требования к действиям участников закупок, сократить количество формируемых документов. Помимо этого, документ даст возможность предоставлять малому и среднему бизнесу (МСП) банковские гарантии от ВЭБ.РФ и региональных гарантийных организаций. Такая мера должна расширить доступ таких предпринимателей к закупкам, отмечается в сопроводительных материалах к документу.
Законопроект также сокращает и унифицирует сроки осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядка осуществления (до окончания срока подачи заявок) заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами, а также вводит новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков. Кроме того, будет введен механизм «универсальной стоимостной предквалификации», устанавливающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с законом о контрактной системе вне зависимости от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.