Как закупать строительные работы: разъяснения по спорным вопросам / Аналитик Тендер
Меню

Новости

28.10.2024

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за август 2024 года

  Заказчики определяли неверный порядок оценки заявок, без оснований отклоняли их, предъявляли лишние требования к участникам до подведения итогов закупки. Подробнее об этом в обзоре
Все новости
БУДЬ В КУРСЕ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ!

Как закупать строительные работы: разъяснения по спорным вопросам

Подрядчик не несет ответственность за НМЦК, которую изначально установили неверно, в том числе за ошибки и неточности в сметной документации. Вина на лице, которое разрабатывало и утвердило сметную документацию. Следовательно, если контролеры обнаружат избыточный расход бюджетных денег, подрядчик не всегда несет ответственность. Споры нужно разрешать с учетом конкретных обстоятельств. При необходимости стоит назначить строительно-техническую экспертизу.

Допустим, сметная документация получила положительное заключение госэкспертизы. Заказчик использовал смету при расчете НМЦК. Некорректные расценки не должны сказаться на поставщике. Это касается в том числе ситуации, когда при приемке заказчик не оспаривал стоимость выполненных работ и подписал акты со сметными нормативами, которые отвечают контракту.

Например, по результатам проверки органом финконтроля заказчик требует от подрядчика вернуть излишние суммы по контракту. Требование обоснованно, только если подрядчик не выполнил работы по контракту либо нарушил условия сделки. Другой обоснованный повод – контрагент отступил от сметы и не согласовал правки с заказчиком, в том числе необоснованно завысил объем или стоимость работ и затрат. При этом заказчик не мог обнаружить излишние затраты при обычном способе приемки работ. Кроме того, есть доказательства, которые свидетельствуют о скрытом характере нарушений, в том числе умышленно скрытых подрядчиком.

Когда заказчик рассчитывается за выполненные работы, необходимо применять нормативы, которые предусмотрены сметой к контракту. То же правило работает, когда подрядчик формирует акты сдачи-приемки выполненных работ КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ КС-3. Это связано с тем, что контракт заключают по правилам закона и других НПА, которые действуют на момент сделки. Обязательства стороны исполняют на тех же условиях до окончания действия контракта. Если после заключения договора приняли закон, где установлены другие правила, условия заключенной сделки сохраняют силу. Вывод следует из статьи 422 ГК.

Когда определяют сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капстроительства, применяют действующие сметные нормативы. Нормативы вносят в Федеральный реестр сметных нормативов. В приказах Минстроя о внесении сметных нормативов в реестр нет оговорки, что правила работают до введения данных приказов в действие. Документы издают в соответствии с подпунктами 5.4.5, 5.4.23(1) пункта 5 Положения из постановления Правительства от 18.11.201З № 1038.

Цену контракта устанавливают к заранее согласованному объему работ

Твердую цену контракта применяют к объему работ, которые стороны согласовали, в том числе и по отдельным позициям сметы. Если объем работ уменьшают, соразмерно уменьшают и цену. Исключить одни виды работ по смете и включить другие, которые не предусмотрены контрактом, нельзя. В том числе нельзя заключить дополнительное соглашение. В описанной ситуации стороны должны расторгнуть контракт, а заказчик – провести новую закупку. Объект новой закупки – это необходимые дополнительные работы.

Несогласованные дополнительные работы можно оплатить, но при одном условии. Подрядчик должен доказать, что предотвращал гибель или повреждение объекта строительства. Об этом сказано в пункте 4 статьи 743 ГК.

Увеличить можно только объем работ, которые есть в смете

Дополнительным соглашением к контракту в пределах 10 процентов можно увеличить объем уже предусмотренных сметой видов работ. Дополнять смету новыми видами работ и исключать существующие нельзя. Речь в том числе о работах, которые имеют непосредственное отношение к предмету контракта.

Кроме того, нельзя дополнительным соглашением увеличить стоимость работ более чем на 10 процентов, даже если при этом новая цена укладывается в 10-процентный порог. Также запрещено увеличить или уменьшить объемы работ по отдельным позициям сметы более чем на 10 процентов по каждой.

При этом Союз инженеров-сметчиков отметил, что Закон № 44-ФЗ не запрещает одновременно увеличить и уменьшать отдельные позиции сметы в рамках одного контракта. Главное – не превысить величину в 10 процентов.

Цену контракта можно изменить в пределах увеличения НДС

Стороны вправе изменить цену контракта, который заключили до 1 января 2019 года, в пределах увеличения ставки НДС. Чтобы изменить цену, необходимо согласие заказчика и наличие ЛБО.

Союз инженеров-сметчиков отмечает: чтобы получить согласие, подрядчик обязан направить заказчику предложение заключить дополнительное соглашение на изменение цены контракта. Заказчик не вправе принять решение увеличить цену контракта без обращения подрядчика. Рассчитать новую цену контракта союз рекомендует по формуле:

Оплаченная сумма по контракту – это сумма, которую заказчик перечислил по контракту до 1 января 2019 года со ставкой НДС 18 процентов, в том числе авансовые платежи.

В дополнительном соглашении рекомендуют сделать запись:

Допустим, корректировка или перераспределение заказчиком ЛБО невозможны. Союз инженеров-сметчиков рекомендует предусмотреть изменение цены за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Условие – контрактом установлена твердая цена работ, а в составе сметы предусмотрены непредвиденные затраты.

Заключение достоверности сметной стоимости включают в документацию

При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капстроительства заказчик размещает проектно-сметную документацию в составе документации о закупке. Смета вместе с технической документацией образует проектно-сметную документацию – неотъемлемую часть контракта. В технической документации прописывают объем, содержание работ и другие требования. Предполагается, что технической документацией учтен весь комплекс работ, а в смете учтены все затраты по предстоящим работам.

Информация, которую заказчик размещает в ЕИС, в том числе и проектно-сметная документация, должна быть полной и достоверной. Подтверждает достоверность сметной стоимости заключение. Само заключение о проверке достоверности также необходимо включить в состав документации о закупке и разместить в ЕИС. При этом любой участник вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации (ч. 3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства от 18.05.2009 № 427).

Ужесточат требования к участникам закупки строительных работ

Изменения планируют внести в дополнительные требования к участникам при закупке строительных работ с НМЦК от 10 млн руб. – позиция № 2 приложения № 1 к постановлению № 99. Участник закупки отвечает дополнительным требованиям, если исполнял по контракту или договору аналогичные строительные работы. Минфин предлагает ужесточить требования к таким контрактам при НМЦК от 100 млн руб.



Требования Сейчас В проекте
Контракт или договор на строительство, реконструкцию Да Да
Участник исполнял контракт за последние три года до даты,когда подает заявку Да Да
Объем исполненного контракта в процентах от НМЦК закупки, на которую подает заявку

Не менее 20 Не менее 20–50


Заказчик в аукционной документации обязан написать минимальный процент цены исполненного контракта от НМЦК в пределах диапазона от 20 до 50 процентов.

Например, заказчик планирует закупить работы по реконструкции здания школы. НМЦК – 30 млн руб. В этом случае заказчик в документации устанавливает дополнительное требование – опыт работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства. Участник подтверждает опыт контрактом с ценой не менее 6 млн руб. (20% от 30 млн руб.).

Допустим, НМЦК аукциона на реконструкцию школы составляет 110 млн руб., то есть больше 100 млн руб. В этом случае заказчик устанавливает в документации такое же дополнительное требование и минимальный объем исполненного контракта в диапазоне от 20 до 50 процентов. Например, если заказчик выберет значение 50 процентов, претендент обязан представить контракт стоимостью от 55 млн руб. (50% от 110 млн руб.).

Кроме того, Минфин предлагает внести правку в позиции 1, 4 приложения № 1 и в позиции 1–4 приложения № 2 к постановлению № 99. Правка общая для всех позиций: участники должны представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости – ЕГРН. Сейчас в постановлении № 99 указано, что участники представляют выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним – ЕГРП. При этом ЕГРН действует с 1 января 2017 года и включает сведения ЕГРП (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам конкурсов и аукционов, если условия закупки отвечают требованиям из приложения № 1 к постановлению № 99. Также заказчик устанавливает дополнительные требования при закупке на конкурсе с ограниченным участием технически и технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции (приложение № 2 к постановлению № 99).

Проект постановления Правительства от 18.01.2019

Отзывы

Преимущества "Аналитик-инвест"

Мы обучили более 2250 поставщиков и заказчиков;
Провели более 250 мероприятий и семинаров!
Составили и подали более 700 жалоб в ФАС.
Подали более 3500 заявок на участие в торгах!
После обучения 80% наших слушателей активно участвуют и побеждают!
Организовали получение банковских гарантий на сумму более 3,5 млрд. руб.
ООО «Аналитик тендер»
Московский проспект д.25
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург 190013
Phone: +7 (812) 940-45-77 Phone: +7 (812) 956-03-56