Новые правила обеспечения заявок второго полугодия 2018: в чем уже сейчас ошибаются ваши коллеги / Аналитик Тендер
Меню

Новости

28.10.2024

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за август 2024 года

  Заказчики определяли неверный порядок оценки заявок, без оснований отклоняли их, предъявляли лишние требования к участникам до подведения итогов закупки. Подробнее об этом в обзоре
Все новости
БУДЬ В КУРСЕ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ!

Новые правила обеспечения заявок второго полугодия 2018: в чем уже сейчас ошибаются ваши коллеги

Что изменилось в правилах обеспечения заявок с 1 июля. Из-за чего ошибаются ваши коллеги, когда устанавливают обеспечение заявок. Почему принцип «все, что не запрещено, — разрешено» в контрактной системе не работает С июля 2018 года вступили в силу очередные изменения в контрактной системе. По итогу первого месяца работы по новым правилам мы выяснили, что именно вызывает у вас больше всего проблем. Самой трудной оказалась работа с обеспечением. Да, пока нет практики контролера, потому что изменения совсем свежие. Но многие смотрят, как работают коллеги в ЕИС, и делают по аналогии. Но если на вас или коллег еще не пожаловались — это не значит, что вы все сделали правильно. С 1 июля 2018 года действуют новые правила обеспечения заявок Расскажем, что именно изменилось в июле, в чем уже сейчас есть ошибки и как работать правильно.

Что изменилось в правилах обеспечения заявок с 1 июля

С июля 2018 года заработали новые правила обеспечения заявок. Теперь участники закупок обязаны открывать спецсчета и работать с обеспечением именно через них. А заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявок в конкурсах и аукционах с НМЦК больше 1 млн руб. Размер обеспечения заявок привязали к размеру НМЦК. Если НМЦК находится в диапазоне от 1 млн до 20 млн руб., обеспечение устанавливают в размере от 0,5 до 1 процента от НМЦК закупки. Если НМЦК выше 20 млн руб., размер обеспечения — от 0,5 до 5 процентов. Отдельные условия действуют для участников из числа организаций инвалидов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Для них максимальный размер обеспечения заявки не может превышать 2 процентов. Правило работает при соблюдении трех условий:
  • НМЦК выше 20 млн руб.;
  • преимущество установлено в закупке для УИС, ОИ;
  • участник относится к УИС, ОИ.

Обратите внимание

В Законе № 44-ФЗ указано два диапазона для обеспечения заявок Казенные учреждения больше заявки не обеспечивают, а преимущества для СМП и СОНО убрали из Закона № 44-ФЗ. Казенные учреждения из числа УИС тоже заявки не обеспечивает. На первый взгляд, все очевидно: если НМЦК закупки больше 1 млн руб. — участники обеспечивают заявки. А как поступить с закупками до 1 млн руб. — читайте в следующем разделе статьи.

Из-за чего ошибаются ваши коллеги, когда устанавливают обеспечение заявок

Проблема в том, что в законе указали только обязанность заказчика устанавливать обеспечение заявок при НМЦК от 1 млн руб., но нигде не указали прямой запрет требовать обеспечение при НМЦК до 1 млн руб. Может ли заказчик в закупке до 1 млн руб. требовать у участника обеспечить заявку? Обеспечение нужно, чтобы у заказчика была уверенность в том, что закупка состоится, что участник не отзовет свою заявку в самый последний момент. Обеспечение заявок можно назвать страховкой от несостоявшейся закупки. Логично предположить, что такая страховка нужна в любой закупке — хоть на миллион, хоть на десять. А если в законе не написано, что требовать обеспечение заявок при НМЦК до 1 млн руб. запрещено, значит, это разрешено. Многие заказчики после 1 июля руководствуются этим принципом: «все, что не запрещено, — разрешено». Принцип хороший, но в контрактной системе не работает, почему — читайте дальше. Не устанавливайте обеспечение в закупках с НМЦК ниже 1 млн руб.

Почему принцип «все, что не запрещено, — разрешено» не работает

У заказчика нет законного права требовать обеспечения заявок в закупках с НМЦК ниже 1 млн руб. Поэтому если вы уже установили обеспечение в извещении и документации — срочно внесите изменения. Участник пожалуется, и ФАС встанет на его сторону.
  • Во-первых, в Законе № 44-ФЗ даже нет такого диапазона для обеспечения — до 1 млн руб. Откуда вы знаете, в каком размере требовать обеспечение, если он нигде не указал? Действовать по аналогии с другим близким диапазоном не получится (ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
  • Во-вторых, на случай от 1 млн до 5 млн руб. есть письмо Минфина от 23.05.2018 № 24-02-05/34911. Но нигде не оговаривалось, что можно требовать обеспечение при НМЦК 1 млн руб. и ниже.
Аргументов в пользу обеспечения заявок до 1 млн руб. нет, аргументов против — как минимум два. Пока мы не можем привести практику контрольного органа, потому что изменения свежие, но уверены, что вскоре она появится.
Отзывы

Преимущества "Аналитик-инвест"

Мы обучили более 2250 поставщиков и заказчиков;
Провели более 250 мероприятий и семинаров!
Составили и подали более 700 жалоб в ФАС.
Подали более 3500 заявок на участие в торгах!
После обучения 80% наших слушателей активно участвуют и побеждают!
Организовали получение банковских гарантий на сумму более 3,5 млрд. руб.
ООО «Аналитик тендер»
Московский проспект д.25
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург 190013
Phone: +7 (812) 940-45-77 Phone: +7 (812) 956-03-56