Реформа ФКС — первые результаты
За первое полугодие 2014 г. по закону о контрактной системе (КС; с 1 января 2014 г. сменил закон о госзакупках № 94-ФЗ) госзаказчики заключили 646 428 договоров на 1,13 трлн руб., говорится в докладе Минэкономразвития о работе КС. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество заключенных госконтрактов выросло на 29%, суммарная цена снизилась на 16%.
Доля наиболее коррупциогенных видов закупок — конкурсов, запросов котировок и закупок у единственного поставщика — сократилась, а электронных аукционов — выросла, рапортует Минэкономразвития. Количество аукционов, проведенных в первом полугодии 2014 г., выросло по сравнению с первым полугодием 2013 г. более чем в 1,5 раза — с 494 365 до 754 339. Стоимость закупок через аукционы снизилась с 1,7 трлн до 1,2 трлн руб.
Получается, что средняя цена закупки на электронном аукционе в первом полугодии составила 1,6 млн руб., в то время как год назад она была 3,5 млн руб., отмечает эксперт Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Грачев. При таких показателях эффект от увеличения количества электронных аукционов выглядит неоднозначно, признает он: возможно, госзакупщики начали дробить закупки на лоты стоимостью менее 3 млн руб. Такая цена контракта по закону о КС предполагает упрощенную форму закупки.
Основную выгоду от сжатой процедуры госзаказчик получает на этапе размещения извещения о закупке: на него отводится семь дней. В пятницу вечером извещение вывешивается на портале госзакупок, в выходные его никто не отслеживает, и на то, чтобы подготовить предложение и сформировать заявку на участие, остается четыре дня, объясняет выгоду Грачев: «Такой подход позволяет госзаказчику сузить конкуренцию».
Доля аукционов стоимостью менее 3 млн руб. во всех аукционах выросла в 2014 г. на 8-9% по сравнению с прошлым годом, подсчитал представитель Общероссийского народного фронта (ОНФ): «Но делать выводы преждевременно». По 94-ФЗ мелкие закупки осуществлялись у единственного поставщика, а закон о КС ввел на них лимит, поэтому госзаказчики стали проводить небольшие закупки через электронный аукцион, объясняет представитель Минэкономразвития.
Еще одно спорное достижение, которое упоминает Минэкономразвития в докладе, — уменьшение количества жалоб на участников госзакупок. За первое полугодие в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по процедурам КС поступило 2940 жалоб (см. инфографику). Общее же количество жалоб в ФАС на участников госзакупок с января по июнь 2014 г. упало на 13% до 9760. Из них только 39% (2749 жалоб) служба признала обоснованными.
Снизилось и число жалоб, поступивших в Рособоронзаказ, — с 1188 в первом полугодии 2013 г. до 634 в 2014 г.
Количество жалоб снизилось, но это не значит, что нарушений стало меньше, говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта: с вступлением в силу закона о КС изменился порядок их подачи, который ограничил права контролеров: «По 94-ФЗ разрешалось направить в ФАС жалобу по электронной почте или по факсу, по закону о ФКС нужно подать оригинал жалобы в территориальный орган ФАС, в юрисдикции которого произошло нарушение». «Выпал только факс», — возражает представитель ФАС, жалобы по электронной почте по-прежнему принимаются, но при условии электронной подписи.
Основное количество общественных контролеров — обычные граждане, для них создание электронной подписи — дорогостоящая процедура, говорит Гетта. Раньше они могли, находясь в Краснодаре, указать на нарушения в Алтайском крае, сетует он, а теперь приходится собирать жалобы граждан на специально созданном портале, аккумулировать их и отправлять обобщенные данные через экспертов ОНФ с электронной подписью.
У ФАС другое объяснение снижения количества жалоб: они просели в начале года, потому что уменьшилось количество госзакупок: госзакупщики постарались по максимуму законтрактоваться в 2013 г., до вступления в силу закона о КС.
Количество жалоб падает, потому что растет количество договорных аукционов, предлагает версию Грачев. Раньше на недобросовестных госзаказчиков и близких к ним победителей торгов жаловались другие участники закупки.