Условия об НДС в строительных контрактах
Минфин рассказал, как отражать НДС в строительных контрактах, если подрядчик применяет УСН.
По вопросу изменения условий контракта
Участником закупки может быть любое лицо, в том числе на УСН, которое освобождено от уплаты НДС. Поэтому на стадии подготовки проекта контракта заказчик не имеет возможности определить условие об НДС (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Победитель в своем ценовом предложении предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в бюджет. Заказчик заключает и оплачивает контракт по цене победителя. Поэтому, если победитель на УСН, уменьшать цену контракта на размер НДС нельзя (ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
По вопросу составления счета-фактуры
Исполнители контрактов на УСН не должны составлять счета-фактуры (п. 3 ст. 169 НК). Если исполнитель выставит заказчику счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то ему придется заплатить налог в бюджет. При этом уменьшить сумму налога на налоговые вычеты не получится (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК).
По вопросу указания НДС в смете строительного контракта
Для составления сметы контрактов на строительство и реконструкцию объектов капстроительства заказчики применяют Методику по приказу Минстроя от 23.12.2019 № 841/пр.
В приложении № 1 приведен рекомендуемый образец сметы. Сумма НДС в смете отражается отдельно для позиций сметы контракта, для которых НДС имеет различные значения. В отношении оборудования указывается стоимость с НДС или без него (примечания № 2 и № 3 к образцу сметы).
По вопросу оформления приемки выполненных работ
Унифицированные формы первичных документов, в том числе по учету строительных и ремонтных работ, утратили силу (ст. 31 Закона «О бухгалтерском учете»). Стороны контракта составляют первичный учетный документ по факту совершения хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»).
Первичный учетный документ должен содержать семь обязательных реквизитов (ч. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):
- название документа;
- дату составления;
- наименование составителя документа;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни и единицы измерения;
- наименование должности лица, ответственного за оформление сделки или документа;
- подписи ответственных лиц.
Также Минфин указал, что документ приемки – это оформленный и подписанный заказчиком документ, в котором отражен факт хозяйственной жизни, то есть приемка результатов исполнения контракта или отдельного этапа и оплата их заказчиком.
Документ: Письмо Минфина от 14.03.2023 № 24-06-06/21248