В Госдуме приняты поправки к Закону № 44-ФЗ «О контрактной системе»
Спустя пять месяцев функционирования нового закона о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ, регламентирующего размещение государственного и муниципального заказа, приняты поправки, направленные на совершенствование этого закона с учетом сложившейся правоприменительной практики и анализа предложений участников закупок и заказчиков.
Самым главным и долгожданным изменением закона можно считать изменения в ст. 93 ч.1 п.4. Это так называемые закупки до 100 тыс. руб. у единственного поставщика, которые заказчики могут осуществлять в размере не более 5% от всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Многие малобюджетные заказчики уже «выбрали» этот лимит и теперь вынуждены проводить сложные процедуры определения поставщика даже для мелких закупок. Принятые поправки дают возможность выбора для расчета лимита закупок у единственного поставщика (до ста тысяч рублей), либо применять схему из расчета пять процентов совокупного годового объема закупок (для крупных заказчиков), либо спокойно закупать до двух миллионов рублей (для мелких заказчиков). При этом надо заметить, что расчет 5% осуществляется не от плана-графика, как раньше, а от совокупного годового объема закупок (это новое понятие в законе).
Совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Другое важное изменение касается оплаты контрактов заключенных с субъектами малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО). Заказчики будут обязаны включать в контракт с такими организациями обязательное условие об оплате товара, работы, услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Еще одно важное, на наш взгляд, изменение относится к заключению контракта с единственным поставщиком. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
У многих заказчиков возникала проблема при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на текущий ремонт зданий, т.к. проектно-сметный метод можно было использовать только для капитального ремонта. Одна из поправок к закону позволяет использовать проектно-сметный метод при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Из закона была исключена коллизия, когда при закупке услуг экспертов и экспертных организаций требовалось осуществлять экспертизу их услуг другими экспертами.
Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Еще одно изменение касается возможности применения банковских гарантий, не включенных в реестр банковских гарантий при осуществлении закупок закрытыми способами, сведения о которых составляют государственную тайну.