Вопросы, которые больше всего интересуют заказчиков
В рамках рубрики «Круглый стол» РБК Новосибирск, антимонопольщики и финансовые контролеры ответили на вопросы по госзакупкам
Часто единая информационная система, в которой нужно размещать информацию о торгах, не работает — невозможно вовремя разместить в ней данные. Наказывают ли заказчиков за несоблюдение сроков подготовки документации, связанные с некорректной работой системы?
Начальник контрольного управления Новосибирской области Денис Рягузов:
«Вопрос о том, чтобы не наказывать тех, кто не вовремя разместил информацию в ЕИС до полной отладки системы поднимался на федеральном уровне. Для того, чтобы применить «амнистию» нужно отменить целый ряд статей административного кодекса. При рассмотрении каждого случая изучаются конкретные обстоятельства дела. Анализируя ситуацию начала года, мы пришли к выводу, что некоторые заказчики пытались прикрыть некорректной работой ЕИС другие нарушения. К примеру, обращаются поставщики, которые говорят, что «нам никто не платит». По нашим данным, 60% таких долгов перешли с прошлого года. В такой ситуации введение какого-либо моратория на наказания объявлять нецелесообразно и даже несправедливо».
Заместитель руководителя УФАС по Новосибирской области Андрей Швалов:
«Определенные моменты, связанные с некорректной работы ЕИС возникали в начале года. Эти моменты приводили к нарушениям, связанным непосредственно с осуществлением закупок — с размещением извещений, с размещением недостоверной информации, например по срокам. При рассмотрении дел, мы сталкивались с ситуациями, когда просрочка размещения информации в ЕИС составляла месяц. В таких ситуациях я задавал вопрос: «У вас каждый день система не работала?». С начала года были единичные случаи привлечения к ответственности за нарушения, связанные с работой ЕИС. Выявляли их очень просто — заказчик одну закупку никак не мог разместить в ЕИС, а другую в это же время в системе размещал.
По теме: Подробно: как малому бизнесу побеждать в тендерах и госзакупках
Если мы действительно видим, что заказчик предпринимал все необходимые действия, но ввиду технических проблем выполнить все требования закона у него не получилось, конечно, к заказчику никто не будет предъявлять претензии. Даже на этапе проверки дело просто не будет заводиться. Здесь не надо драматизировать, но и не надо расслабляться».
Считают ли контролирующие органы укрупнение и дробление закупок нарушениями?
Заместитель руководителя УФАС по Новосибирской области Андрей Швалов:
«Если вопрос идет о закупке товаров, то укрупнение лота бывает оправданно из-за оптовой экономии, которую получают заказчики при организации совместной закупки. Укрупнение закупки часто более интересно и для поставщиков. На закупку, допустим, для одной школы никто может и не выйти — сумма слишком маленькая. Мы против того, чтобы закупками создавался монополист. Если 10 школ делают совместную закупку, здесь нарушения нет. Если все школы города закупят продукты у одного поставщик — это нарушение.
Дробление закупок — это проблема не очень опытных заказчиков. Закупки дробятся до суммы в сто тысяч рублей, для их проведения без конкурентных процедур. В соответствие с действующими нормами такое возможно. Здесь мы нарушений не видим».
Договор заключается на год. Обеспечительный взнос — 10% от суммы контракта, заказчик может вернуть только после выполнения всех работ поставщиком, то есть через год?
Заместитель руководителя УФАС по Новосибирской области Андрей Швалов:
«По закону после каждого этапа выполнения работ вы можете уменьшать обеспечение на оставшуюся часть, а первоначальную сумму вы можете истребовать обратно. Это касается и обеспечительного взноса в виде банковской гарантии. Причем после выполнения первого этапа работ, предусмотренных контрактом, вы можете заменить деньги в обеспечительном взносе банковской гарантией. Это положение закона заказчики применяют, но нечасто».
Наше автопредприятие должно закупить газ-метан, но поставщики не выходят на аукцион, как нам быть в данной ситуации?
Заместитель руководителя УФАС по Новосибирской области Андрей Швалов:
«Если не состоялся электронный аукцион, то проводится запрос предложений. Здесь меньше требований к участникам поэтому есть вероятность, что большее количество поставщиков на это закупку выйдут».
Мария Ковешникова, контрактный управляющий Университета архитектуры, дизайна и искусств
«В большинстве случаев у заказчиков одни и те же проблемы — работа информационных систем. Наверное, государственной власти стоит большее внимание обратить на заказчика с точки зрения законодательства. Не всегда возможности заказчика позволяют выйти из той или иной ситуации. Допустим, если нет финансирования, они не могут оплатить поставку товаров или услуги в течение 30 дней предусмотренных законом».